Сестры для прощания
«Когда читаешь канон над только что усопшим или отходную, то ощущаешь, что стоишь перед Великой тайной, на грани видимого и невидимого мира. И понимаешь, как это важно — молитвенная помощь уходящей душе».
Их служение
Сестры милосердия в хосписе делают, на первый взгляд, примерно то же, что должен делать младший медицинский персонал: гигиена, уход, прогулки. И несут то же христианское служение, что и другие сестры милосердия в больницах и богадельнях: молитва, просвещение, миссионерство, подготовка больных к Таинствам.Но только здесь, в хосписе, через каждого из подопечных, через каждого вымытого, причесанного, выслушанного, через каждого новопросвещенного или причастившегося — почти явно раскрывается скоротечность земного бытия и приоткрывается тайна вечности.
И даже самые простые, самые обыденные действия здесь становятся исключительно важными.
Елена Кабакова, старшая сестра:
Расспрашиваем: кто хочет креститься, кто хочет причаститься. У нас в хосписе даже два Венчания прошло. Женщина, которая стала под венец со своим умирающим мужем, была счастлива, признавалась, что мечтала об этом всю долгую супружескую жизнь. Но случилось это только здесь.
В ее беседах с обитателями хосписа неизбежно происходит слом той комфортной психологической дистанции, на которой привык общаться с неизлечимо больными мир здоровых и успешных людей.
Из дневника сестричества:
«Поступил новый больной, ему маятно, он чувствует себя неловко, возможно, определенную роль в этом сыграл его сосед по палате. Степан, этот сосед, забыл даже свое имя. У него нарушена пигментация кожи, крайнее истощение… Во всех — практически — палатах с жадностью слушают мои рассказы о празднике Покрова, хотя я всего лишь кратко пересказываю текст из Минеи».
Из дневника сестричества:
«Отдание Пасхи! Сегодня батюшка причастил почти всех больных (два человека были без сознания, двое отказались, Ольга Густавовна — баптистка). Двоих болящих покрестили… Бабушка 92 лет Александра только вчера поступила к нам. Когда батюшка пришел в их палату причащать, она не смогла сдержать слез и рыдала, как малое дитя: «Я уже пять лет не слышала голоса батюшки, пять лет не была в храме!»
Протоиерей Андрей Мунтян, духовник сестричества, настоятель храма святого апостола Петра в Лахте:
«Сестрички помогают больным и в личной гигиене, и в других сложных для них делах, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Но главное — это свидетельство о Христе. Сестры через свои внешние дела милосердия свидетельствуют о живом Боге, о любящем сердце человека. Под их влиянием, с их помощью многие лежащие на смертном одре переоценивают свою жизнь и меняются. Кардинально меняются, так, что становятся способными использовать момент, который Господь дает им как время для покаяния. И люди совсем другими отходят в мир иной».
Положение сестры милосердия таково, что ей не спрятаться за формальными, «рабочими» отношениями с пациентом. В ее беседах с обитателями хосписа неизбежно происходит слом той комфортной психологической дистанции, на которой привык общаться с неизлечимо больными мир здоровых и успешных людей. Разговаривать приходится глаза в глаза, душа тянется к душе, а страх и боль просятся быть разделенными внимательным слушателем.
Близкое, христианское отношение к больному, ответственность перед умирающими в конце 90‑х годов привели общину к мысли о необходимости нового служения: помощи детям умерших в хосписе людей. Сестры просто старались быть последовательными: если они стали нечужими для ушедших из жизни, то, значит, нужно позаботиться и об их детях. Отсюда — организация детского приюта, ежегодные Елизаветинские чтения для детей. Впрочем, это уже другая история.
Из дневника сестричества:
«Сегодня отец Георгий был очень расстроен из-за того, что скончался больной, которого не успели крестить. Вина, грех за это полностью лежит на мне окаянной, так как я из сестер последняя общалась с ним и обещала сестрам, что побеспокоюсь о его крещении и причащении двух тяжелых больных».
Иерей Алексий Лебедев, клирик храма святого апостола Петра в Лахте, врач хосписа, до рукоположения в 2010 году десять лет был в сестричестве братом:
Особенно тяжело, когда умирают молодые. Как никто, они хотят жить, особенно если у них остаются дети. Они не понимают смысла происходящего. Зачем, за что? И для них очень тяжело подобрать нужные слова, вразумить, успокоить. Ты говоришь им что-то, а им не до тебя, им жить надо, у них дочка дома ждет… Вот недавно умерла молодая женщина Ира, а у нее четверо детей, мал-мала меньше, и ей самой 36 лет.
Когда я говорю с такими людьми, с их родственниками, родителями, то вспоминаю слова одного глубокоуважаемого мною игумена. Он мне говорил, что для священника важно не просто быть свидетелем исповеди, а пропускать через свое сердце его грех, его раскаяние и его горе. И тогда ты не будешь просто холодно слушать и кивать головой. Тогда Господь подскажет нужные именно этому человеку слова.
И я стараюсь говорить с людьми именно так, как бы тяжело это ни было. Потому что только так и можно донести что-то до тех, кто оказался в хосписе.
Протоиерей Андрей Мунтян:
Служение наших сестер трудно оценить обычной человеческой мерой, потому что цена его бесконечна. Результат его — вопрос Жизни и смерти человека в вечности. Человек, который находит Бога и примиряется с Ним до того, как прервутся его земные дни, — эту Жизнь обретает.
Об отце Георгии
Если был в общине человек, чья судьба способна отразить все грани служения в хосписе, то это протоиерей Георгий Артемьев (1962–2009). Он служил настоятелем храма святого апостола Петра в Лахте, был духовником Елисаветинского сестричества 12 лет — с 1997 года и до самой смерти. Его тут — и на приходе, и в сестричестве — хорошо помнят и чтят. По рассказам, это был священник, который жил своим приходом, жизнью своих духовных детей, сестер милосердия, больных. Десятки людей в Лахте и за ее пределами могут вспомнить, как отец Георгий приходил к ним в гости, дружил с их детьми, как вместе бывали в паломнических поездках. Люди помнят и охотно рассказывают, как он помог советом, молитвой, делами, деньгами — у каждого своя история об этом незаурядном человеке и деятельном священнике. Многие из этих историй можно прочесть на сайте Елисаветинского сестричества. Одна из них, кстати, очень важна для понимания сути служения в хосписе. Однажды отец Георгий настоял на исключении из общины одной из сестер. Вина ее состояла в том, что она слишком настойчиво, агрессивно, едва ли не силком толкала больных к принятию веры и участию в Таинствах. Духовник счел это несовместимым со служением сестры милосердия.Протоиерей Андрей Мунтян:
Дела милосердия исторически присущи этому месту. 120 лет назад был освящен наш храм святого апостола Петра, а через девять лет здесь была открыта больница для бедных и детский приют. Такого рода служение — это духовная основа, сердце Лахты, которое не дает ей превратиться в один из безликих курортных пригородов. Так чувствовали те, кто организовал это милосердное служение более века назад, это познаем и мы сегодня, возрождая его. Служение непростое: оно требует полной отдачи себя, даже до смерти. На примере отца Георгия явно можно это увидеть…
Иерей Алексий Лебедев:
Да, это удивительно, что отец Георгий, окормляющий хоспис для онкологических больных, сам умер от рака. Физически передача болезни невозможна. Но в духовном плане можно себе представить, что, когда пропускаешь чужую боль через свое сердце, то немножко ее в себе оставляешь. Будучи очень ревностным пастырем, отец Георгий каждую боль ощущал, как свою. И, может быть, Господь и дал ему стяжать эти страдания, чтобы увенчать венцом мученичества. Отец Георгий, конечно, достоин этого венца, он потрудился в пример каждому из нас.
Их радость
Сестра Елена Кабакова:
О, радости полно! (смеется) Днем много работы, много забот, но когда идешь вечером домой из хосписа, то вдруг улыбнешься. Вспомнишь, например, что удалось с кем-то из больных побеседовать, удалось передать ему что-то важное. И понимаешь, что и он что-то передал в ответ, и вот — душа наполняется радостью.
Сестра Юлия Ильичева:
Мне запомнился один больной, звали его Эммануил. Подобрали его как бомжа где-то на лестнице, без ног. Привезли с онкологией сюда, думали, скоро умрет. Но он неожиданно для всех окреп. Стал молиться, участвовать в Таинствах. Ну и в самом деле, с таким-то именем (Эммануил, греч. — с нами Бог), да и родился он в рождественский сочельник — как ему было не воцерковиться (смеется). Мне выпало послушание его брить. Очень мне это не нравилось, боялась поранить нечаянно. Когда ему от кого-то досталась электробритва — моему счастью не было предела.
Мы с ним очень подружились потом. Он помогал мне, когда я работала на грядке во дворе старого здания хосписа. А после вдруг очередное обследование показало, что онкологический диагноз у него исчез. Умер он много позже, и не от рака. Вот такая была удивительная история.
Иерей Алексий Лебедев:
О чудесах исцеления в хосписе люди часто спрашивают. Но я видел другие чудеса. Видел, как люди, будучи абсолютно светскими, проживающими свои жизни очень далеко от христианских добродетелей, находясь в больнице, переоценивали всё. Видел, как они приходили к глубокой вере, благоговейно принимали Таинства, со слезами на глазах ждали священника, который приходил их причащать. Для меня это были самые радостные моменты в жизни.
Радостно, когда я вижу, что человек на смертном одре искренне понимает, что с ним происходит, и какие-то моменты даже ждет.
Протоиерей Андрей Мунтян:
Мы все очень переживаем, когда люди перед смертью, на пороге вечности не могут прийти ко Христу. Вспоминается удивительный случай, когда одна женщина готовилась к Причастию — и неожиданно наотрез отказалась. Состояние у нее на тот момент было крайне тяжелое, и для всех нас, несущих здесь послушание, и для ее родственников этот отказ был настоящим ударом. Я уже ехал домой, когда одна из сестричек позвонила мне и сказала, что у этой женщины открылось внутреннее кровотечение, можно было бы предположить, что Господь не благословляет ее причаститься. Но Господь ждал ее покаяния и давал возможность всем нам поучаствовать в этом. Я попросил и сестер, и родственников всем вместе помолились за эту больную. Слава Богу, кровотечение остановилось, женщина пришла в себя и выразила огромное желание причаститься. Утром, когда я приехал, она горячо исповедалась, причастилась и вскоре со спокойной душой отошла ко Господу…
В этой истории важно, что наши сестры милосердия всё время этой женщине и ее сродникам остро сопереживали, молитвенно их поддерживали. Вместе с ней они страдали, когда побеждала болезнь, вместе радовались, когда ей удалось преодолеть неожиданное искушение. И перед Богом это была их общая радость, которая очень многого стоит. Такие мгновения дорогой ценой обретаются.
Менее всего хотелось бы, чтобы эта статья была понята как рассказ о невиданном христианском подвиге самопожертвования. Нет, ничего такого: сестры живут обычной жизнью, стараясь, чтобы служение естественно сочеталось с семьей и работой. В Дневнике сестричества немало строк, в которых сестры упрекают себя в недостаточном рвении. Это самые обычные женщины, в большинстве своем уже в немалых годах — зато молодежи много среди волонтеров, участвующих в делах сестричества. Многие из сестер работают — инженерами, соцработниками, издателями, музейщиками.
Но представляется, что само их служение, дела, которые они творят где-то на грани мира видимого и невидимого, помогут понять нечто важное — о жизни, о смерти, о вере, о себе и обо всех нас.
P.S. Слова одной из больных (цитируется по записям сестры Надежды Слепковой): «Мне Бог открыл такое, что и умирать не страшно. Всюду любовь и жизнь. Спасибо вам, родные…»
Алексей Гориченский
источник - сайт ВОДА ЖИВАЯ